Домен продается. Писать администратору.
  Логин: Пароль: Регистрация Забыли свой пароль?
Люди дзюдо
17.11.2010

Значение направленности стойки дзюдоиста при выполнении бросков

Игорь ЧичкановИгорь Чичканов
   
12-ти кратный чемпион мира по самбо среди мастеров-ветеранов, многократный чемпион мира, чемпион Европы, чемпион России по дзюдо и самбо среди мастеров-ветерано. 


   Нельзя, недооценивать важность положения основной стойки дзюдоиста в спортивном поединке. Во всех видах единоборств стойка спортсмена является одним из определяющих факторов для достижения успеха. Стойка характеризирует индивидуальные способности спортсмена. РАЦИОНАЛЬНАЯ стойка позволяет полноценно реализовать все индивидуальные особенности спортсмена.
    Боксер правша, стоит в правосторонней стойке, его более сильная рука находится постоянно на боевом взводе, готовая в любой момент нанести сокрушающий удар. Боксер левша, стоит в левосторонней стойке, и также готов реализовать мощь своей левой руки. В аналогичной стойке для реализации ударной мощи своих более сильных рук и ног стоят каратисты, кикбоксеры. Отличительной особенностью названия их стойки, соответствует полуоборот их туловища в одноименную сторону.
Полной противоположностью, являются стойки в классической и вольной борьбе, самбо и дзюдо, во всех видах фехтования, где правосторонняя стойка отображается полуоборотом влево, а левосторонняя стойка полуоборотом вправо. Не будем вступать в дискуссию на тему разногласий в названии и направленности стойки, а просто возьмем более вероятную версию: доминирующая часть тела (рука или нога, или все вместе) определяет название стойки. В фехтовании все ясно, правая стойка - правая рука в атаке. В классической и вольной борьбе, частичная ясность есть, основной захват за шею более сильной рукой, сдерживание проходов в туловище более сильной рукой. Во всех приведенных видах спорта, стойка способствует полноценной реализации физических данных спортсмена, в соответствии, левша он или правша.

    Но перейдем к нашей основной цели, к борьбе в одежде, а еще точнее, перейдем к одному из видов борьбы в одежде, дзюдо.

    Рассмотрим классическую правостороннюю стойку, дзюдоиста: когда физиологический правша стоит, развернувшись на 45 градусов влево от фронтальной стойки, правая рука на отвороте, левая рука на рукаве. При выполнении основных классических бросков: передняя подножка, задняя подножка, подхват, зацеп изнутри, подсечки, бросок через спину, мельница, функцию выведения из равновесия выполняет более слабая левая рука, более сильная правая рука выполняет вспомогательную функцию и не несет основную нагрузку в выполнении броска. Не будем перечислять все приемы, в которых основная нагрузка физиологического правши ложится на левую руку или ногу. А констатируем факт, что есть броски, выполняемые из правой стойки, в которых доминирует левая рука или нога, то есть левая сторона тела, которая слабее, и менее координирована у правшей, чем правая.
    Что бы как-то компенсировать эту ситуацию, тренера и сами спортсмены начинают искать нестандартную технику, чтобы как-то реализовать более сильную правую руку в правосторонней стойке. Нестандартная техника - это сугубо индивидуальная техника, присущая одному спортсмену, построенная на его личностных, физических и психологических качествах, она неприемлема для всех. И поэтому, когда в наших спортивных школах мы физиологических правшей ставим в классическую правостороннюю стойку, мы уже этим создаем им в будущем большие проблемы с реализацией их врожденного потенциала.
Еще один аспект, при выходе на татами, у дзюдоиста теряется стереотип восприятия, полученный с раннего детства, что такое вправо, что такое влево, и еще ни кем не изучена реакция нервной системы на переадресацию в подсознании человека: вправо - это по факту влево, а влево - это по факту вправо.
    Мы часто видим, как физиологические правши борются в левой стойке и великолепно выполняют броски влево, и что самое интересное, совершенно не могут бороться в правой стойке.
    В ДЮСШОР-7 Набережных Челнов еще в конце 80-х, в начале 90-х, группа тренеров, работая бригадным методом, провела эксперимент. В обучении новичков не делался акцент на правую или левую стойку. В группе физиологических правшей броски демонстрировались и в правую и в левую сторону, детям была предоставлена свобода выбора, в какую сторону они будут выполнять броски, и в какой стойке они будут стоять. На этапе разучивания нового приема, проводили набрасывание на скорость, в правую и левую сторону. В левую сторону дети выполняли на 2-3 больше броска, чем в правую. И это на этапе разучивания за 30 секунд, когда на первом плане стоит координация движения.
    Те дети, которые выбрали левую стойку, быстрее осваивали технику бросков. Уже с первых соревнований доминировали над другими и постоянно выигрывали практически все соревнования. Ленар Гайниев выиграл первенство СССР среди юношей, был призером СССР среди молодежи по дзюдо, Сергей Алеханов выиграл первенство России среди молодежи, был призером Европы среди молодежи, призером чемпионата России и абсолютным чемпион России по дзюдо, обладателем кубка мира по самбо, неоднократным призером чемпионатов России, Европы и мира по самбо, Наталья Ащеулова неоднократный призер первенств и чемпионатов России по дзюдо и самбо, неоднократный обладатель кубка России по самбо, победительница юношеских, молодежных первенств Европы и мира по самбо, чемпионка Европы по самбо, чемпионка Европы по дзюдо среди полицейских.
    И только однобокость борьбы в левую сторону, не дала этим дзюдоистам в дальнейшем раскрыть весь свой потенциал и добиться побед на более высоком уровне, на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Но это в первую очередь вина не спортсменов, а неопытность молодых тренеров, которые слишком поздно попытались скорректировать этих дзюдоистов, на некоторые броски в правую сторону. Но было поздно, изменилась ситуация в стране, пропала мотивация у спортсменов, да и у тренеров.
    Да и по правде, эксперимент был в то время скорее слепым, чем осознанным, без всякого научного обоснования, на одной интуиции начинающих тренеров. Но любой эксперимент, даже не совсем удачный, позволяет делать определенные выводы и наводит на размышления. Вспомним, как великолепно выполнял японский дзюдоист Кога бросок вправо через спину, максимально используя силу своей правой руки. Как правша, Невзоров фантастический исполнил переднюю подножку в финале олимпийских игр против японского дзюдоиста в левую сторону, используя мощь и координацию своей правой руки. Можно привести множество ярких примеров, когда правша выполняет броски влево, левша выполняет броски вправо. Их всех объединяет то, что они на все сто используют свои физические качества, полученные от рождения.
Сделаем вывод, физиологический правша, находясь в правосторонней стойке, не может реализовать превосходство своей правой стороны тела над левой в выполнении бросков из правой стойки. В таком же положении находится физиологический левша, находящийся в левой стойке.
    Исходя из вышеизложенного, и анализируя технические действия ведущих дзюдоистов, можно высказать пожелания для тренеров, которые работают с детьми. Не надо физиологических правшей в обязательном порядке ставить в классическую правую стойку, а физиологических левшей в левую. А скорее наоборот, а еще лучше, при обучении новичков не обозначать конкретную стойку, левую, правую, фронтальную, а дать возможность самому ребенку определить удобную для него стойку, которая не противоречит судейским правилам дзюдо. Чтобы с самого начала заложить индивидуальность спортсмена в его стойке. Только ничем неограниченный в плане самовыражения и с полной реализацией всего своего природного потенциала, спортсмен сможет реализовать свои амбиции в полной мере.
    Не стойка дзюдоиста должна определять диапазон арсенала технических действий спортсмена, а технические действия, с учетом индивидуальных способностей спортсмена, должны определят стойку и направленность стойки.


Возврат к списку