Домен продается. Писать администратору.
  Логин: Пароль: Регистрация Забыли свой пароль?
Заи до 360 днеи срочно взять деньги в долг саратов zaim-pod-raspisku.ru.
Люди дзюдо
Р.М.Закиров (ГОУ ДОД  ДЮСШ по дзюдо, г.Пермь) Защитные тактико-технические действия в дзюдо 05.01.2010

Р.М.Закиров (ГОУ ДОД ДЮСШ по дзюдо, г.Пермь) Защитные тактико-технические действия в дзюдо

Соревновательная схватка представляет собой определенную структуру переходов от атаки к защите и, наоборот, с задачей одностороннего выигрыша оценок. Следовательно, конечный результат этих переходов высту­пает системообразующим фактором, возможно с одинаковым вкладом характеристик атаки и защиты. Однако в большей мере исследования проведены в области атакующих действий, а, защитным действиям отводится незначительное место в специальной литературе и практике.

Защита - это совокупность операций, направленных на разрушение атаки соперника. Специалисты едины во мнении, что совершенная защита является грозным оружием для достижения победы над соперником (А.А.Новиков, Ю.А.Шахмурадов и др.).

Одной из причин проигрыша наших борцов является незнание защит от контрприемов, от переводов и бросков, связанных с захватом ног руками. Как отмечает В.Н.Нелюбин, наши борцы неплохо владеют защитами и контрприемами во второй фазе атаки, когда уже осуществлен захват за ноги (ногу), что нельзя сказать про первую фазу - когда захват еще не выполнен. Если борец плохо защищается и плохо проводит контрприемы от захватов за ноги, то он теряет приблизительно 50% боеспособности.

Защитные действия в единоборствах являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия (Ю.А.Шулика, В.А.Еганов и др.). Даная проблема изучалась в работах С.Х.Хвана, А.Е.Миллера, однако эти работы посвящены дзюдоистам высокой квалификации. В структуре защитных действий юношей-дзюдоистов остается еще много неисследованных вопросов.

В настоящее время в полной мере не исследована научно обоснованная методика обучения защитным тактико-техническим действиям (ЗТТД). Существующая методика обучения складывается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований практики и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одной из причин является недостаточная обоснованность методики обучения, представленная в программах, методических пособиях и учебниках по дзюдо. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения техническим действиям дзюдоистов, которая бы сказалась положительно на их будущих спортивных результатах.

Необходимо формирование концепции, выработанной на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения лучших образцов отечественной и зарубежной практики, устанавливающих тесную взаимосвязь в освоении технических действий между начальным обучением и этапом высшего спортивного мастерства. Теоретический анализ и практический опыт тренировки юных спортсменов выявил некоторые противоречия: между высокими требованиями к надежности защитных тактико-технических действий в борьбе дзюдо и недостаточной изученностью их структуры; между закономерностями формирования отдельных сторон технической подготовленности и практически полным отсутствием в специальной литературе методических разработок по начальному обучению.

Анализ научной и методической литературы показал значение защитных действий в единоборствах. Из педагогических критериев, эффективность защиты в дзюдо, отмечают А.В.Еганов и А.Е.Миллер, является наиболее информативным индикатором, характеризующим соотношение технического мастерства на тренировках и соревнованиях.

Ю.А.Шахмурадов в результате наблюдений соревновательной деятельности выявил, что для проявления и наращивания активности, особенно для удержания преимущества в схватке, борцы чаще всего применяют активную и пассивную защиту.

Роль активной защиты становится первостепенной в связи с тем, что современные правила соревнований поощряют активную борьбу и наказывают пассивную борьбу. На это же указывается в правилах соревнований по дзюдо в редакции А.И.Трофимова, где особо отмечено, что переход в оборонительное положение (низкая или согнутая стойка, упор прямой рукой в пояс, бедро соперника более 3-5 секунд) приводит к незамедлительному наказанию на соревнованиях по дзюдо.

Известно несколько групп защит, выполняемых в разных фазах броска: предварительные, на входе и на завершении (А.А.Ленц, Ю.А.Шулика, А.В.Еганов и др.).

Защитные действия выполняют неоднозначную функцию в структуре схватки. Большая часть поединка независимо от результата, уходит на реализацию атак и защит. Безусловно, атака – это главное сред­ство достижения победы, однако сейчас хоро­шо атакуют многие борцы, а побеждают те, кто владеет всем набором действий и умело ими пользуется в зависимости от особенностей ситуации и способностей противника, то есть тот, кто правильно распределяет действия в ходе поединка. Таким образом, защита – являясь одним из видов тактики борьбы, тесно взаимосвязана с тактикой проведения приема.

              В процессе единоборства проведение тактико-технического действия, в том числе и защитного, несомненно, требует определенного уровня развития физической подготовленности. Физическая подготовленность борца, делает вывод в своей работе В.В.Нелюбин, является одной из важнейших составляющих его спортивного мастерства. В различных видах спорта проявление физических качеств имеет особенности. Их проявление в спортивной борьбе происходит комплексно, взаимосвязано как между собой, так и с другими сторонами подготовки, обеспечивая эффект соревновательной деятельности борца. Поэтому содержание специальной подготовки борцов следует рассматривать как целостно, так и с учётом основных составляющих.

Значение физической подготовленности для реализации защитных тактико-технических действий (ЗТТД) в процессе соревновательной деятельности дзюдоистов высокой квалификации показано в работе А.Е.Миллера.

Таким образом, согласно в процессе исследования всего выделено 51 защитное действие, характеризующие особенности защиты в разных фазах выполнения броска, содержание и порядковый номер которых представлены в табл.3.

Их ранговая оценка подвергалась факторному анализу. Выявленные наиболее значимые показатели, объединенные в факторы, позволили оценить вклад каждого фактора в обобщенную дисперсию выборки (ОДВ) (табл.1). Установлено, что одновременно с изменением состава факторов изменяется причинно обусловленные двигательные способности, определяющие успех спортивной деятельности. По мере роста спортивного мастерства происходит своеобразная переоценка их значимости.

Таблица 1 - Ведущие факторы защитных тактико-технических действий юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки

Фактор

Вклад в ОДВ

Показатели

I

Фактор, обеспечивающий надежность защиты с применением физических качеств

20,9%

С наибольшими корреляциями:

1. Использовать физическое качество быстроты для защиты;

2. Использовать силовые качества для защиты;

3. Использовать выносливость для защиты.

II

Фактор, обеспечивающий надежность защиты с применением преимущественно захватов

19,2%

С наибольшими корреляциями:

1. Захватить атакующую руку, ногу соперника;

2. Сорвать основной захват соперника;

3. Вывести из равновесия соперника;

4. Изменить на неудобный сопернику свой захват;

5. Провести контрприём.

III

Фактор, обеспечивающий надежность защиты за счет затруднения движения противника

14,3%

С наибольшими коэффициентами с положительным знаком:

1. Наклонить соперника вниз;

2. Загрузить соперника на атакующую ногу.

С наибольшими коэффициентом с отрицательным знаком:

1. Провести контрприём.

IV

Фактор, обеспечивающий надежность защиты за счет собственного передвижения и проведения контрприемов

12,2%

С наибольшими корреляциями:

1. Передвижение: вперед, назад, в стороны;

2. Провести контрприём.

Проводя сравнительный анализ в целом структуры защитных действий дзюдоистов-юношей, можно сказать, что показатель «провести контрприём» с относительно высокими корреляциями выделяется в трех факторах: во втором, в третьем и четвертом. Можно предположить, что он является одним из важнейших в структуре защитных действий юных дзюдоистов. Кроме того, в данном возрасте, для реализации защитных действий важным является относительно высокий уровень физической подготовленности, очевидно, обеспечивающий и высокое значение надежности защиты. С учетом того, что структура техники защитных действий имеет неустойчивый характер и обеспечивается преимущественно за счет физических качеств - физически подготовленные юные дзюдоисты имеют более высокий уровень надежности защиты.

Следует дополнить, что факторы трудно поддаются какому-либо логическому объяснению. В их состав входят показатели из различных классификационных групп: предварительные, при входе в бросок, при развитии выполнения броска, комбинированные и универсальные. Это свидетельствует о крайне индивидуальной структуре защитных тактико-технических действий юных дзюдоистов.

Педагогический анализ соревновательной деятельности борцов следует проводить с учетом классификации техники и тактики. В специальной литературе (В.В.Нелюбин, Г.С.Туманян, Ю.А.Шулика, Я.К.Коблев и др.), в большинстве случаев, классифицированы атакующие действия борцов, однако в отношении защитных действий данная тема не нашла полного обоснования и требуется некоторые дополнения. Большое разнообразие технических приемов борьбы при отсутствии классифицирования представляло бы собой материал, которым трудно было бы пользоваться на практике.

Нами предложена классификация тактико-технических защитных действий, исходя из того, что они применяются на четырех уровнях. Как видно из табл.2, наиболее часто применяются защиты до потери соперником равновесия (при наличии захвата) - они составляют 32,1%. Наиболее редко на уровне до взятия захвата - 12,8%.

Таблица 2 - Распределение защитных тактико-технических действий дзюдоистов высокого класса по уровням согласно классификации

уровней

Распределение защитных действий по уровням классификации

%

I

До взятия захвата

12,8

II

До потери соперником равновесия (при наличии захвата)

32,1

III

Уровень начала атаки (на входе, подвороте и при отрыве)

31,2

IV

На развитии броска (фаза полета, приземление)

23,9

На первых двух уровнях решающее значение имеет уровень развития реакции выбора. На третьем и четвертом уровнях решающее значение приобретает работа вестибулярного аппарата.

Исходя из полученных результатов, возникает необходимость адаптировать процесс начального обучения в видах борьбы (классической, дзюдо, самбо) так, чтобы направить его на освоение современных технико-тактических атакующих и защитных тактико-технических действий, что позволит наиболее успешно готовить полноценные резервы для сборных команд страны.

Одним из педагогических процессов в спортивных единоборствах является раздел обучения, направленный на формирование у спортсменов знаний, умений и навыков средствам защиты и атаки, которые представляют собой основной комплекс технических действий в единоборствах (В.А.Таймазов, В.И.Филимонов и др.).

По результатам опроса ведущих тренеров России используя метод ранжирования по очередности изучения защитных действий автором была выявлена последовательность обучения ЗТТД в дзюдо (табл.3). В результате ранжирования ЗТТД юных дзюдоистов наиболее значимыми ЗТТД являются «Срыв захвата соперника» и защитное действие «Лучшая защита – атака». По логике исследования, в первую очередь следует обучать срыву захвата и лучшей защите - атаке, однако, на наш взгляд следует придерживаться мнения тренеров. Данные действия довольно сложны для начального обучения, и тренеры, наверное, правы, если ставят данные защитные действия на более поздний срок.

Таблица 3 - Последовательность обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо (по данным анкетирования тренеров)

ЗТТД

№ П/П

Защитные тактико-технические действия

Ранг

15

Оттолкнуть соперника руками от себя

1

13

Выпрямить руки

2

25

Перешагнуть через атакующую ногу

3

48

Использовать силовые качества

4

47

Использовать физическое качество быстроты

5

37

Наклониться вперед

6

21

Осадить соперника назад, в сторону

7

6

Захватить за два отворота

8

27

Увеличить дистанцию

9

4

Выполнить упор рукой в бедро

10

29

Передвижение в разные стороны

11

50

Использовать координацию с целью защиты

12

33

Наклониться в противоположную сторону

13

17

Сковать действия соперника захватом

14

36

Выпрямить свое туловище

15

38

Прогнуться

16

26

Сменить стойку

17

7

Захватить за пояс сбоку, сзади

18

49

Использовать физическое качество выносливость

19

51

Использовать гибкость с целью защиты

20

34

Развернуться боком к сопернику

21

16

Изменить на неудобный сопернику захват

22

31

Увеличить площадь опоры

23

23

Забегание в противоположном направлении

24

14

Наклонить соперника вниз

25

39

Лучшая защита – атака

26

8

Блокировать атакующее плечо

27

44

Во время падения развернуться

28

3

Захватить куртку на спине соперника

29

12

Вывести из равновесия

30

20

Захватить два рукава

31

19

Рывок в противоположном направлении

32

40

Провести контрприём

33

24

Загрузить на атакующую ногу

34

30

Обвить ногу соперника изнутри

35

35

Уходы от броска бедром, тазом

36

28

Уменьшить дистанцию

37

5

Захватить атакующую руку, ногу

38

1

Отпустить захват, развернуться в упор на руки

39

11

Сорвать основной захват соперника

40

2

Захватить за бедро сзади рукой

41

22

Отставить атакуемую ногу

42

18

Борьба в захвате одной рукой

43

9

Захватить за ворот у ключицы

44

42

Угрожать проведением приема

45

32

Обвить туловище ногами сзади

46

45

С подворотом соперника, подворот самому

47

10

Развернуть соперника к краю татами

48

43

Сбить в положение борьбы лежа

49

41

Вызвать соперника на прием

50

46

Проиграть оценку, более низкую по качеству

51

Нетрудно заметить, что предложенные тренерами защиты довольно просты в техническом обучении и применении в схватке. При овладении всеми ЗТТД следует формировать такую структуру организации защиты в положении борьбы стоя, которая соответствует полученной в ходе результатов факторных анализов, ранжирования и при сравнении показателей.

Таким образом, в основу последовательности обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо положены результаты анализа структуры подготовленности, организации защитных действий и опроса тренеров. Содержание и последовательность решаемых дидактических задач определяется существенными причинами, объясняющими необходимость первоочередного изучения защит в такой последовательности. Мы считаем целесообразным начинать обучение ЗТТД, именно в такой последовательности.

Имеющиеся фрагментарные исследования и практический опыт работы лучших тренеров по дзюдо требуют обобщения и формирования более передовых методик начального обучения защитным действиям. Это связано еще и с тем, что происходит изменение ряда пунктов правил соревнований, практически по всем видам борьбы. Эти изменения сказываются на методике обучения спортсменов.

Научная теория обучения ЗТТД дает возможность рассматривать и анализировать учебный процесс в связи с развитием педагогической науки и обоснованием функционирования системы учебного процесса. В процессе обучения в теории и практике обычно выделяют три этапа, различающиеся задачами и методикой обучения. Каждый этап характеризуется, прежде всего, своеобразием познавательной деятельности занимающихся, их способностью управлять своими движениями при выполнении изучаемого двигательного действия (А.П.Купцов, В.П.Филин и др.).

Идея игр – заданий разработанная на примере классической (Г.М.Грузных, Ю.А.Смертин и др.) и вольной борьбы (К.В.Балдаев) удачно подходит и для борьбы дзюдо (Я.К.Коблев, А.О.Акопян и др.). Одна из задач тренера – разработать такие игры, которые в большей мере будут содействовать, как освоению азов ведения единоборства, так и приобретению необходимых физических качеств. Для того чтобы обучить занимающихся технике отдельных приемов, можно использовать игры: «В касания», «В захваты», «В теснения», «В равновесия». В этих условиях назрела необходимость разработки методики начального обучения защитным тактико-техническим действиям дзюдоистов, которая в будущем положительно отразится на спортивных результатах.


Возврат к списку