Домен продается. Писать администратору.
  Логин: Пароль: Регистрация Забыли свой пароль?
Люди дзюдо
24.01.2010

Подготовка дзюдоиста: тактическая и психологическая

ТАКТИЧЕСКАЯ подготовка...  
  Тактическая подготовка находится в тесной связи с остальными составными частями подготовки, особенно с технической. В конкретных случаях тактическая подготовка опирается на сведения о сопернике, о его сильных и слабых сторонах, физической, технической, психической и тактической подготовках. На основе разбора этих информации определяется тактическая задача для данного конкретного поединка.
В дзюдо по ходу схватки можно отличить определенные тактические ситуации:
1. Начало схватки. Повторяется неоднократно после команды судьи "хадзимэ", после предыдущего прекращения схватки, после нарушения правил. Командой "хадзимэ" начинается борьба.  
2. Момент в движении соперника, который пытается атаковать, но еще не принял устойчивого положения.   
3. Ошибка в атаке соперника дает возможность осуществить контрприем. 
4. Применение оптимального захвата в атаке на соперника. 
5. Борьба в углу и на краю татами. 
6. Мгновенный переход в борьбу лежа: 
- после неудачной атаки соперника; 
- после собственной неудачной атаки; 
- после применения приема катамэвадза в стойке. 
Тактические способности и их тренировка 
Для того чтобы дзюдоист мог успешно решить приведенные тактические ситуации, он должен располагать всеми специфическими двигательными навыками и теоретическими знаниями. У результативного дзюдоиста различаются следующие способности: 
- высокий темп движения и большая скорость осуществления приемов;  
- постоянная активность, стремление бороться, хорошее знание техники борьбы в стойке и лежа; - оптимальное применение приемов в борьбе на краю татами; - большой тактический потенциал и разнообразие личной техники.   
    Первая предпосылка успеха - усвоение необходимых навыков движения. Уже в процессе тренировки отдельных приемов надо направить внимание на изменение захвата, направление движений.   
  Очень важны наблюдение и умственный анализ определенных ситуаций, которые помогают найти положительные и отрицательные моменты и определить оптимальный способ борьбы. Самое комплексное средство тренировки тактических способностей - рандори.   
   В процесс подготовки включаются разные формы рандори, которыми подчеркиваются определенные тактические фазы борьбы
1. Десять секунд рандори. Задача спортсмена - в течение 10 секунд бросить соперника или попытаться атаковать его. В этом упражнении принимают участие несколько дзюдоистов, причем каждый применяет любой вид захвата. Все они поочередно выступают в роли тори. Оптимальное количество спортсменов - 6-10.  
2. Рандори с определенными тактическими задачами. Тренер ставит определенные задачи, направленные на устранение не- достатков в тактике (борьба на красной полосе, постоянное че- редование захватов и т. д.). Иногда он ставит определенную задачу одному из соперников и тем самым создает необычные условия борьбы для другого партнера.   
3. Хендикеп рандори. Эту форму рандори применяем для эффективного укрепления переходов в борьбу лежа, если заранее определим, что решающим будет счет, достигнутый в нэвадза. Формы рандори, которые имеют значение для усвоения тактических навыков, приведены в главе о развитии специальной выносливости. 
            Правильные тактические навыки развиваем соблюдением следующих принципов
- рандори в стойке и лежа надо часто соединять; 
- нападать надо решительно, энергично; 
- соперника стараться привести в положение лежа и здесь его хоть короткое время контролировать; 
- рандори нельзя прерывать под видом усталости или по другим причинам (вопросы, объяснения и т. д.); 
- упражняться с партнерами разного веса, роста и уровня подготовки; 
- пытаться применить не только усвоенные приемы, но и те, которые еще совершенно не усвоены.



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ подготовка...
  Развитие личности направлено на повышение психической закалки по отношению к специфической нагрузке в ходе борьбы. Величина психической нагрузки растет в зависимости от значения соревнования. Приспособление этим специфическим нагрузкам достигается длительным воздействием тренировки. 
   Моделирование тренировки осуществляется на разных уровнях. Для дзюдоиста самое важное - моделирование на уровне технико-тактических нагрузок, учикоми, рандори и других упражнениях дзюдоист решает определенные задачи и ситуации. Для этого он должен мобилизовать свои технические и тактические способности, волю.  
  Формирование личности спортсмена осуществляется формами идейной, моральной и волевой подготовок.     
   Идейная подготовка расширяет политический и культурный кругозор спортсмена, формирует его мировоззрение и характер. В эту подготовку включаются оценки достижений спортсмена со стороны тренера, судей, товарищей по команде, самооценка. Такая подготовка направлена на развитие самостоятельности, самокритики и инициативы спортсмена. Моральная подготовка включает воспитание трудолюбия, уважения к людям, честности, ответственности, чувства коллективизма. Средствами морального воспитания являются поощрения, награды, наказания, но они должны быть объективными и справедливыми.    
   Волевая подготовка направлена на воспитание выносливости, умения преодолевать трудности. Волевая подготовка всегда проявляется в борьбе, т. к. для победы спортсмен должен приложить максимум усилий. Волей управляет вторая сигнальная система, она включает самоконтроль, самоприказы: "я должен", "выдержать" и т. д.   
Основные методы развития воли - нингакэ и все формы рандори. 
     Развитие способности к тур-нирной борьбе тоже важная составная часть психической подготовки. На турнире побеждает тот, кто лучше подготовлен и умеет выгоднее использовать свои способности. Встречаются дзюдоисты, которые во время тренировок показывают замечательные результаты, непобедимы, но на соревнованиях выступают плохо, и, наоборот, есть такие спортсмены, которые на тренировках неудачливы, а на соревнованиях побеждают.  
  Таким образом, мы видим, что способность состязаться не у всех спортсменов одинаково развита. Она зависит от личных качеств дзюдоиста, но ее можно вырабатывать в процессе тренировок. Развитию этих качеств во многом способствует мотивировка, которая опирается на знание особенностей характера спортсмена, его способностей. Наиболее верное направление мотивировки определит психолог с помощью тестов, но и хороший тренер тоже должен уметь его находить. 
   На некоторых спортсменов влияют моральная, на других материальная заинтересованность, на третьих похвала, критика, убеждение. Нужно чтобы постепенно преобладала моральная заинтересованность. Психическое состояние зависит от оптимального уровня активности в определенный период соревнования.  
  Для сильных, уравновешенных, хорошо подготовленных спортсменов состояние оптимально повышенной активности типично в течение соревнования. Они настроены оптимистично, уверены в победе. И в тоже время для каждого спортсмена характерно предстартовое волнение.     
   Каждое соревнование считается большим событием в жизни дзюдоиста, он никогда не приступает к нему без волнения, поэтому от него требуется максимум сосредоточенности.  
  Состояние глубокой сосредоточенности - киан - часто сопровождается внешними явлениями: бледностью, несвязностью речи, дрожью и т. д. Так что до начала первой схватки спортсмен должен выиграть сам у себя душевный бой, преодолеть сомнение, приобрести уверенность в своих силах.  
  Плохо, когда спортсмен до начала состязаний очень самоуверен. Если приемы в ходе борьбы не получаются, то самоуверенность часто переходит в нетерпение или в неуверенность.     
   Таким образом, регулирование психического состояния - продолжение той работы, которая ведется на тренировках...


Возврат к списку